Татьяна Никольская

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ САМИЗДАТ

ПОСЕВ № 7-8 1998

Раньше считалось, что самиздат - это исключительно порождение социализма, форма протеста против партийной монополии на печать. Но вот прошло 7 лет с 1991 г. Ежедневно в стране регистрируются новые газеты, журналы, издательства. Любой автор при наличии средств или спонсора мо- жет выпустить свою книгу каким угодно тиражом. Казалось бы, при такой ситуации необходимость в самиздате отпала. А между тем, именно сейчас Россия переживает его расцвет. В стране выходят десятки, если не сотни газет и журналов - нигде не зарегистрированных или отнесенных к разряду «малой прессы» (своеобразная издательская самодеятельность). Их тираж - от нескольких штук до нескольких сотен экземпляров. Нынешний литературный самиздат отличается от прежнего более высоким полиграфическим уровнем. Это не громоздкие машинописные «талмуды», не сшитые листочки с расплывающимися буквами. Большинство изданий имеет вид вполне респектабельный: компьютерная верстка, хороший шрифт, рисунки, фотографии. Впрочем, практикуется и размножение на ксероксе и даже на старой доброй пишущей машинке. Издатели распространяют свои детища среди знакомых, рассылают по почте подписчикам. По России гуляют журналы и журнальчики, газеты, листки и «горчичники» с названиями понятными и не очень: «Темная лошадка» (Новосибирск), «Паноптикум» (Петербург), «Русская рулетка» (Самара), «Это» (Екатерибург), «Другая музыка» (Медногорск), «Rоск-liner» (Пермь), «Блики тишины» (Челябинск) и многие другие. Их уровень - самый разнообразный. Недостатка в авторах нет. Обычно они же и способствуют распространению изданий. Молодые литераторы, художники, музыканты стремятся сказать свое слово миру, найти единомышленников или почитателей. Даже знатоки современного самиздата затрудняются определить точное число названий. Тем более, что процесс не прекращается: одно издание гаснет после пары выпусков, другое появляется, третье возрождается под новым заголовком. Выявились города и регионы, где самиздат оказался наиболее активным. Как ни странно, это не Москва и не Петербург. Один из таких центров находится в Воронеже. Местный самиздат связан с деятельностью известного в узких кругах Клуба Ценителей Поэзии. Он был создан в 1995 году молодыми поэтами Валерием Прозоровым и Сергеем Ветровым. Им удалось наладить регулярный выпуск литературного журнала «Острова» (тираж - примерно 100 зкз.). На его страницах мирно уживались традиция и авангард, начинающие и зрелые авторы. Издатели стремились «держать уровень», распространяя «Острова» по всему СНГ. Однако, как часто водится в творческой среде, единство держалось недолго. Летом 1997 г. произошел конфликт, и с тех пор каждый издатель идет своим путем. В. Прозоров выпускает журналы «Любовь и музыка» и «Клуб Ценителей Поэзии», а С. Ветров - журнал «Острова», газеты «Остров Ролл» и «Чу!». Другой центр самиздата оказался на Урале, где особенно активны челябинцы. Славный город Челябинск стал родиной множества малотиражных газеток: «Скорпион», «Авось», «Привет», «Яростный уралец» и др. Названия некоторых я, как женщина, повторить не берусь. Видимо, чтобы как-то отличаться друг от друга, творения самиздата выходят с подзаголовками типа «Газета для средних умов», «Листок для интеллектуальных задниц» и т.д. Редактору достаточно иметь доступ к компьютеру и связи в тусовке, чтобы заявить о себе. Конечно, о художественной ценности подобных листков говорить не приходится. Для привлечения публики в них помещаются купоны бесплатных объявлений, на которых читатели изощряются в скудном остроумии. Это еще ниже опускает уровень газетки, создавая замкнутый круг. Исключения бывают, если издатели вводят "цензуру" объявлений (как, например, Rock-Linеr» в Перми).
Особо следует сказать о музыкальных изданиях. Медногорский журнал «Голос» ( 4, 1997) упоминает около 15 газет и журналов для любителей разных направлений современной молодежной музыки. Их география довольно обширна - Москва, Брянск, Йошкар-Ола, Архангельск, Сибирь, Украина... И зто - лишь вершина айсберга. При огромной популярности молодежной музыки в России выходит поразительно мало зарегистрированных специализированных изданий. Музыкальные рубрики в СМИ явно недостаточны, к тому же посвящены прежде всего рекламе популярных «звезд». В музыке законы коммерции действуют еще жёстче, чем в литературе: на задворках оказались целые направления - рок, авторская песня. Нехватку информации и возможностей для живого обсуждения современной музыки пытается восполнить самиздат. Обычно на его страницы охотно «пускают» и поэтов, прозаиков. Литературно-музыкальные издания по преимуществу аполитичны. Но когда вопросы политики все ж за затрагиваются, авторы выражают взгляды либерально- демократические или умеренно-консервативные. Видимо, дух самиздата не очень подходит для ультра- правых или ультралевых крайностей. Почему его деятелей не удовлетворяют «официальные» литературные журналы? Было бы слишком просто все объяснить недостатком таланта, мешающим выйти на «большую арену». Среди мэтров самиздата есть немало одаренных людей. Однако, в «официальной» культуре советскую идеологию сменила групповщина или коммерция. Все, что сюда не вписывается, вытеснено в искусственное культурное гетто. Его выражением и стал современный самиздат. В настоящий момент мы наблюдаем рождение нового андеграунда, некой «параллельной культуры». За нее не сажают в тюрьмы, но ее и не слышат. На всю Россию лишь несколько молодых журналистов занимаются популяризацией современного самиздата: Олег Гальченко (Петрозаводск), Виктор Николаев (Московская обл.), Гильфан Дохин (Новосибирская обл.)... Но и они оценивают явление, можно сказать, изнутри. Обилие разнообразных изданий для свободного самовыражения можно только приветствовать. Ненормальна сектантская замкнутость, тупиковость, отсутствие взаимосвязи «двух культур». Вместо единого организма вновь появились два чужих, почти враждебных существа. И хотя для любого творческого человека коммерческая цензура предпочтительнее политической, разделение культуры на «официальную» и «параллельную» остается болезненной ненормальностью, которую надо преодолеть.

На главную страницу СДС

TBN 120x60
TBN.ru

Hosted by uCoz