На главную/ Библиотека / Музыка / Авторы / Темная Лошадка
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
КРИТИКА
благодарности, замечания,
исправления принимаются
Акцентный
стих, |
- форма тонического
стихосложения; стих, в котором регулируется
только число ударений. |
Аллитерационный стих | - преимущественно акцентный стих
с системой обязательных (в зависимости от
национальной традиции) звуковых повторов. |
Аллитерация | - повторение согласных звуков,
чаще в начале слов; является организующим
элементом стиха. |
Амфибрахий | - (греч. amphibrachys, буквально - с обеих
сторон краткий), стихотворный метр, образуемый
3-сложными стопами с сильным местом на 2-м
слоге (например: "Не вЕтер бушУет над
бОром"). Наиболее употребимые размеры
русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-х и 3-х
стопный |
Анаколуф | - синтаксическая
несогласованность членов предложения. |
Анакруза | - безударные слоги в начале стиха
до первого ударения. |
Анапест | - (от греч. anapaistos - обратный
дактилю, буквально - отраженный назад),
стихотворный метр, образуемый трехсложными
стопами с сильным местом на третьем слоге; на
начальном слоге строки часто сверхсистемное
ударение (например: "Там, в ночнОй
завывАющей стУже") Наиболее
употребимые размеры русского
силлабо-тонического анапеста - 4-х и 3-х стопный. |
Анафора | - (греч. anaphora, буквально -
вынесение), стилистическая фигура; повторение
начальных частей (звуков, слов, синтаксических
или ритмических построений) смежных отрезков
речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный,
город бедный..." |
Антитеза | - (от греческого antithesis -
противоположение) стилистическая фигура; со- или
противопоставление контрастных понятий,
положений, образов. ("Я - царь, - я раб, - я
червь, - я бог!") |
Аритмия | - нарушение ритмической
правильности в стихе. См. ритмическая инверсия,
сдвиг ударений. |
Арифмометр | - 1. противоположность рифмометра
;-) 2. механический вычислительный прибор. |
Ассонанс | - (франц. assonance - созвучие),
созвучие гласных звуков (преимущественно
ударных), особенно в неточной рифме (например:
"оргомность - опомнюсь", "грусть -
озарюсь"). Во французской, испанской и
некоторых других литературах на ассонансе
строилось более старинное стихосложение, на
точной рифме - более новое. |
Астрофичность | - свободное расположение
рифмованных метрических стихов. |
Бейт | - двустишье в арабской, тюркской и
персидской поэзии; с парной системой рифмовки,
если употребляется как самостоятельное
произведение. |
Белый стих | - нерифмованный метрический стих. |
Буколика | - общее название двух часто
смешиваемых родов античной "пастушеской"
поэзии - эклоги и идиллии. Происходит от
заглавия цикла стихов Виргилия. |
Былинный стих | - тонический стих, которым
создавались русские эпические песни-сказания о
богатырях и народных героях. Различают формы
былинного стиха:
|
Венок сонетов | - поэма из пятнадцати сонетов,
последний из которых - магистральный, т.е.
основной: каждая его строка представляет собой
первую строку всех предшествующих ему сонетов;
каждый из сонетов начинается с соответствующей
строки магистрала и заканчивается следующей по
счету строкой магистрала. |
Верлибр | - (франц. vers libre), нерифмованные
стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не
обладающие постоянными признаками их
соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному
стиху, но иногда и к более четким ритмам
(разностопный дольник и пр.) В
новоевропейской поэзии - с конца 18 века, широко - с
начала 20 века. В русской поэзии разработан
меньше. ("Она пришла с мороза" А. Блок) |
Вирши |
|
Внутренняя рифма | - созвучия слов внутри стиха или в
середине смежных стихов. |
Вольный стих | - обычно ямбические
неравносложные рифмованные стихи, не
объединяющиеся в строфы. |
Гекзаметр | - стихотворный размер античной
эпической поэзии: шестистопный дактиль, в
котором первые четыре стопы могут заменяться
спондеями (в силлабо-тонических имитациях -
хореями). В русскую поэзию введен В.К.
Тредиаковским и затем Н.И. Гнедичем и В.А.
Жуковским. |
Гимн | - торжественная песнь. |
Дактиль | - (греч. daktylos, буквально - палец),
стихотворный метр, образуемый 3-сложными
стопамис сильным местомна 1-м слоге стопы (например:
"ВЫрыта зАступом Яма глубОкая").
Наиболее употребительные размеры русского
силлабо-тонического дактиля - 2-стопный (18 в.), 4-и
3-стопный (19-20 в.в.) |
Двустишье | - простейший вид строфы из двух
стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной -
бейт, в силлабической - вирши. |
Девяти-десятистишье (децима) | - виды строф из (сответственно)
девяти, десяти стихов с разнообразнымисистемами
рифмовки. |
Дипиррихий | - двойной пиррихий. |
Диссонанс | - неточная рифма, в которой не
совпадают ударные гласные, а послеударные звуки
совпадают. |
Дифирамб | - 1. Первоначально - хоровая
культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее -
литературная форма, близкая к гимну и оде. 2.
Преувеличенная похвала. |
Долгий слог | - в античном стихосложении слог
двойной длительности, равный двум морам, в
отличие от краткого, равного одной море. |
Доля, или такт | - сочетание сильных и слабых мест,
единица соизмеримости стихов в размерах,
промежуточных между силлабо-тоникой и чистой
тоникой. |
Дольник | - русский стихотворный размер,
переходный от силлабо-тоники к чистой тонике. В
отличие от силлабо-тонических стихов,
междуударный интервал не постоянный, колеблется
в диапазоне одного-двух слогов. |
Звукопись | - фонетическая инструментовка
стиха. |
Идиллия | - 1. В античности - поэтический
жанр, изображение мирной добродетельной
сельской жизни на фоне прекрасной природы. 2.
Ироническое - мирное беззаботное существование. |
Инверсия ритмическая | - несовпадение ударного слога с
метрическим акцентом; |
|
- неправильный порядок
расположения членов предложения. |
Интонация поэтическая | - средство смысловой и
эмоциональной выразительностихудожественной
речи, способорганизации художественного
высказывания с помощью тона, фразового ударения,
длительности, темпа, паузации. |
Катрен | - четверостишье с законченной
мыслью и - чаще всего - с опоясывающей системой
рифмовки. |
Клаузула |
- (лат. clausula - заключение), окончание стиха или прозаического колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются: |
|
огневой |
|
огневою |
|
огневеющей |
|
огневеющею |
Кольцо | - звуковой или лексический повтор
в начале и конце какой-либо речевой конструкции. |
Константный ритм | - ритм, создающийся в результате
постоянного совпадения ударного слога с
метрическим акцентом. |
Краткий слог | - слог, состоящий из краткого
гласного звука или из согласного с кратким
гласным; в античном стихосложении равен море. |
Лимерики | - особая стихотворная форма,
состоящая из 5 строк и имеющая жесткую схему
рифмовки(а-а-б-б-а), размера и сюжета
(обычно юмористическая). |
Логаэды | - в античном стихосложении стихи,
составленные из разнометрических стоп. |
Магистрал | - заключительный в венке сонетов,
состоящий из первых стихов четырнадцати
предшествующих ему сонетов. |
Метр | - 1. В античном понимании -
длительность звучания стопы, 2. Основа звукового
ритма стиха, дающая возможность предсказать
появление опаределенных звуковых элементов на
определенных позициях. |
Метрика | - 1. Совокупность правил строения стиха, сложившихся в той или иной системе стихосложения; 2. Учение о строении стихотворной строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах. |
Многосоюзие | - избыточное повторение союзов,
создающее дополнительную интонационную окраску.
Противоположная фигура - бессоюзие. |
Монорим | - стихотворение или часть его с
однозвучной рифмовкой. |
Мора | - (в античной метрике) время,
необходимое для произнесения краткого слога |
Напевный стих | - один из интонационных типов
стиха, наряду с декламационным (ораторским) и
говорным. Встречаются три вида напевного стиха:
куплетный, песенный, романсный. |
Народный стих | - тонические стихотворные формы
устного народного творчества: говорной
(поговорки, пословицы, загадки, прибаутки),
речитативный (былины, баллады, исторические
песни, духовные стихи), песенный (лирические
песни). |
Ода | - жанр лирической поэзии и музыки;
торжественное патетическое, прославляющее
произведение. В античности - как хоровая песня. В
16-18 в.в. - жанр высокой лирики (Вольтер, Г.Р.
Державин). |
Одиннадцатисложник | - Силлабический стих, состоящий
из одиннадцати слогов с цезурой после пятого
слога. |
Октава | - восьмистишная строфа с системой
рифмовки абабабсс. |
Опорный согласный | - согласный звук, который стоит
перед ударным гласным и входит в состав ударного
слога; делает рифму глубокой. |
Параллелизм | - в поэтике, тождественное или
сходное расположение элементов речи в смежных
частях текста, которые, соотносясь, создают
единый поэтический образ. Наряду со
словесно-образным, или синтаксическим
параллелизмом ("В синем море волны плещут. В
синем небе звезды блещут"; см. также
антитеза, хиазм) говорят о ритмическом,
словесно-звуковом и композиционном
параллелизме. |
Паранойя | - общее название психических
расстройств, характеризующихся стойким
систематизированным бредом (преследования,
ревности, изобретательства, словотворчества и
др.) |
Парцелляция | - интонационно-стилистическая
фигура, состоящая в обособлении отдельных частей
или слов фразы в качестве самостоятельных
предложений. (Например: "И снова.
Гулливер. Стоит. Сутулясь") |
Пастораль | - жанровая разновидность
новоевропейской литературы 14-17 в.в., связанная с
идиллическим мировосприятием. |
Пауза | - перерыв в течении речи; делятся
на логические и ритмические (только в
стихотворной речи), могут носить метрический
характер; структурно-ритмические паузы бывают
конечными - показывают границу стиха - и
внутренними - цезура. |
Пентаметр | - в античном стихосложении
пятистопный дактиль оригинальной организации:
две стопы дактиля + долгий слог - цезура - две
стопы дактиля + долгий слог. Обычно входит в
состав элегического дистиха. |
Перенос | - несовпадение
интонационно-логического и метрического
членения в стихотворной речи, ведущее к переносу
фразы в следующий стих и изменению конечной
стиховой паузы. переносы делятся на стиховые,
строфические и слоговые. |
Пиррихий | - стопа из двух кратких (в
античном стихосложении) или двух безударных
(силлабо-тоника) слогов. |
Поэзия | - 1. До середины 19 в. - вся художественная литература в отличие от нехудожественной. 2. Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи. |
по Кальриджу | - "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" |
по Теодору де Банвилю | - "Поэзия есть то, что сотворено
и, следовательно, не нуждается в переделке". |
Поэтика | - наука о структурных формах
художественных произведений и исторических
законах изменения их. |
Поэтическая этимология | - двойной или тройной звуковой
параллелизм, состоящий в повторении фонетически
близких слогов, что расширяет ассоциативное
поле. |
Проклитика | - перенос ударения с предыдущего
слова на последующее, вследствие чего эти слова
произносятся как одно слово. |
Просодия | - в русской поэтике подраздел
стиховедения - учение о метрически значимых
элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных
и безударных). |
ПЭОН | - в античном стихосложении
стихотворный размер победных песен, состоящий из
четырехсложных стоп длительностью в пять мор. |
Раешный стих | - дисметрический русский
народный стих смежной рифмовки, определяемый
интонационно-фразовым членением. |
Редиф | - в восточной
поэзиитавтологическая рифма, которая следует во
всех стихах вслед за обычной конечной рифмой. |
Рефрен | - повторение стиха или группы
стихов в конце строфы. |
Ритм | - периодическое повторение
каких-либо однородных элементов текста через
равные промежутки. |
Ритмика | - 1.Отдел стиховедения, смежный с
метрикой, изучающей законыстроения стихотворной
строки, ее ритмические варианты; 2. система
ритмических вариаций стихов того или иного
поэта, эпохи, культуры. |
Ритмическая проза | - фонетически организованная
проза с ощутимой ритмической упорядоченностью. |
Рифма |
(от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границыи связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 в.в.По объему различаютсярифмы 1-сложные, 2-сложные и т.д.; по месту ударения - мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула); по точности созвучия - точные (белый-смелый), приблизительные (белый-смелом), неточные (я-меня, пламя-память, неведомо-следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные, перекрестные, охватные, смешанные, двойные, тройные и т.д. |
|
- созвучия ударных гласных при отсутствии совпаденияпредшествующих им звуков. |
|
- полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному. Бывает глубокой, когда совпадаютопорные согласные и звуки, им предшествующие, а также проникающей, когда совпадают еще и звуки в словах, предшествующих основным рифмующимся. |
|
- точные, часто составные и проникающие, построенные на игре слов в результате полисемии, омонимии, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта. |
|
- звуковой повтор, соединяющий окончания стихов. |
|
- звуковой повтор, соединяющий начальные слова стиха. |
|
- звуковой повтор клаузул, разных по слоговому объему. |
|
- рифма, составленная из омонимов. |
|
или охватная, или кольцевая - система рифмовки авва, а - опоясывающая |
|
- система рифмовки авав. |
|
- совпадающие по звучанию клаузулы стихов, составленные из нескольких слов |
|
- повтор слова в конце стихов. |
|
рифма с лишним согласным на конце
одного из составляющих ее слов. |
Рифмометр | - см. арифмометр. |
Рубаи | - четверостишья в восточной
поэзии с рифмовкой ааба, или аааа,
реже абаб. |
Сицилиана | - восьмистишие с перекрестной
рифмой абабабаб. |
Слово (полноударное) | - единица соизмеримости стихов в
тоническом стихосложении. |
Словораздел | - граница между словами в стихе.
Постоянное совпадение словораздела со стопой
придает стиху монотонность.Например, у
Маяковского сила словораздела фиксируется
дополнительными графическими приемами. |
Слог | - единица соизмеримости стихов в
силлабическом стихосложении. |
Сонет | - четырнадцатистишье, состоящее
из двух катренов и двух терцетов или из трех
четверостиший и одного двустишья. |
Спондей | - 1) в античном стихосложении
стопа, состоящая из двух долгих слогов; 2) в силлабо-тонике - из двух ударных слогов |
Стих | - ритмическая единица
стихотворной речи, сопоставимая и соизмеряемая с
другими по своим фонетическим признакам; как
правило, выделена графически. |
Стиховедение | - отдел поэтики, изучающий
структурные формы стихотворных произведений. |
Стихосложение |
- искусство ритмической
организации художественной речи. |
|
- (или античное, или
количественное) - основано на соизмеримости
строк по длительности звучания. Употребляется
обычно в языках с долготой и краткостью гласных,
имеющей смыслоразличительное значение: в
древнегреческом, латинском, древнеарабском,
персидском и др. |
|
- основано на соизмеримости
стихов по числу слогов, характерно для языков с
закрепленным слабым ударением (восточной группы
индоевропейских языков: ряда древнеславянских,
романских и др.); основными размерами были
восьми-, одиннадцати- и тринадцатисложники. |
|
- слогоударное, основанное на
упорядоченном чередовании ударных и безударных
слогов. |
|
- основано на соизмеримости
стихов по числу ударений, т.е. полнозначных слов;
количество безударных слогов между ними
произвольное. Преобладает в говорном стихе,
характерно для зыков с сильным незакрепленным
ударением. |
Стопа | - единица соизмеримости строк в
античном и силлабо-тоническом стихосложениях. |
Строфа |
- группа из нескольких стихов,
объединенных общей мыслью, общей интонацией и
общей системой рифмовки. |
|
- семистишье, система рифмовки
АББААВВ. |
|
- десятистишье, система рифмовки
АБАБССДЕЕД. |
|
- девятистишье, представляющее
собой октаву с джобавлением девятого,
удлиненного на одну стопу, стиха. |
|
- четырнадцатистишье, система
рифмовки АБАБВВГГДЕЕДЖЖ. |
Строфика | - раздел стиховедения, изучающий
формы объединения стихов и композиционно
законченное целое. |
Стык | - звуковой повтор на грани двух
смежных слов, стихов, строф, предложений. |
Тактовик | - тонический стих, в котором объем
междуударных итервалов колеблется от 0-1 до 2-3
слогов; стих, переходный от дольника к акцентному
стиху. |
Танка | - нерифмованное пятистишье
японской поэзии (например: "") |
Терцет | - трехстишье с видами рифмовки:
ААА или ААБВВСДДГ и т.д |
Терцина | - трехстишье с рифмами АБА БСБ
СДС. |
Трибрахий | - 1)античная стопа из трех
коротких слогов; 2) в силлаботонике ослабленная
стопа (безударная) в трехсложных размерах. |
Тринадцатисложник | - силлаботонический размер из
тринадцати слогов с женской клаузулой и цезурой
после седьмого слога. |
Триолет | - восьмистишье, в котором первое
двустишье повторяется в конце строфы, а первый
стих в четвертом стихе. |
Ударник | - акцентный стих. |
Фигурные стихи | - стихотворение графически
оформленные так, что приобретают очертания
какой-либо фигуры. |
Фоника | - 1) звуковая оорганизация речи; 2)
область стихосложения, изучающая звуковую
организацию речи. |
Хиазм | - синтаксический параллелизм, в
котором вторая часть строится в обратной
последовательности. |
Хокку (хайку) | - нерифмованное трехстишье
японской поэзии, состоящее из 17 слогов: 5-7-5 |
Холостой стих | - нерифмованная стихотворная
строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся
между собой. |
Хорей | - (о греческого choreios, буквально -
плясовой) стихотворный метр с сильными местами в
нечетных слогах стиха. Наиболее употребительные
размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-6
стопный, с середины XIX в. пятистопный. |
Цезура | - словораздел, постоянная
внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих
на два полустишья. |
Четверостишье | - строфа из четырех стихов с
разными видами рифмовки. |
Эллипсис | - 1) пропуск подразумеваемого
слова; 2) замена сказуемого междометием. |
Энклитика | - перенос ударения на
предшествующее слово так, что слова произносятся
как целое. |
Эпифора | - повторение слов или
словосочетаний в конце стихов. |
Эхо-рифма | - парная рифмовка в пределах
стиха, на конце его, когда второе слово повторяет
последние слоги предшествующего. |
Ямб | - (от греческого iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в), вольный разностопный (басни XVIII-XIX в.в., комедия XIX в ) |
Использованы:
1. Материалы практикума по русскому
стихосложению (методические рекомендации для
студентов НГПИ), составитель - Прокопьева Н.И,
Новосибирск, 1991.
2. Советский энциклопедический словарь, М, 1989