На главную/ Библиотека / Музыка / Авторы / Темная Лошадка

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КРИТИКА
благодарности, замечания, исправления принимаются


Акцентный стих,
или ударник

- форма тонического стихосложения; стих, в котором регулируется только число ударений.
Аллитерационный стих - преимущественно акцентный стих с системой обязательных (в зависимости от национальной традиции) звуковых повторов.
Аллитерация - повторение согласных звуков, чаще в начале слов; является организующим элементом стиха.
Амфибрахий - (греч. amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (например: "Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-х и 3-х стопный
Анаколуф - синтаксическая несогласованность членов предложения.
Анакруза - безударные слоги в начале стиха до первого ударения.
Анапест - (от греч. anapaistos - обратный дактилю, буквально - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на третьем слоге; на начальном слоге строки часто сверхсистемное ударение (например: "Там, в ночнОй завывАющей стУже")  Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4-х и 3-х стопный.
Анафора - (греч. anaphora, буквально - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..."
Антитеза - (от греческого antithesis - противоположение) стилистическая фигура; со- или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. ("Я - царь, - я раб, - я червь, - я бог!")
Аритмия - нарушение ритмической правильности в стихе. См. ритмическая инверсия, сдвиг ударений.
Арифмометр - 1. противоположность рифмометра ;-)  2. механический вычислительный прибор.
Ассонанс - (франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме (например: "оргомность - опомнюсь", "грусть - озарюсь"). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме - более новое.
Астрофичность - свободное расположение рифмованных метрических стихов.
Бейт - двустишье в арабской, тюркской и персидской поэзии; с парной системой рифмовки, если употребляется как самостоятельное произведение.
Белый стих - нерифмованный метрический стих.
Буколика - общее название двух часто смешиваемых родов античной "пастушеской" поэзии - эклоги и идиллии. Происходит от заглавия цикла стихов Виргилия.
Былинный стих - тонический стих, которым создавались русские эпические песни-сказания о богатырях и народных героях. Различают формы былинного стиха:
  • фразовик - дисметрический интонационно-фразовый свободный стих;
  • тактовик - метризованный интонационно-тактовый стих;
  • акцентный стих - чаще всего трехударный с одно-двусложной анакрузой и двух-трехсложной клаузулой, с объемом межударных интервалов от одного до трех слогов.
Венок сонетов - поэма из пятнадцати сонетов, последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала.
Верлибр - (франц. vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.) В новоевропейской поэзии - с конца 18 века, широко - с начала 20 века. В русской поэзии разработан меньше. ("Она пришла с мороза" А. Блок)
Вирши
  • первоначально - духовные, а затем и светские стихи в России 16-18 веков;
  • силлабические двустишья, скрепленные рифмой.
Внутренняя рифма - созвучия слов внутри стиха или в середине смежных стихов. 
Вольный стих - обычно ямбические неравносложные рифмованные стихи, не объединяющиеся в строфы.
Гекзаметр - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским и затем Н.И. Гнедичем и В.А. Жуковским.
Гимн - торжественная песнь.
Дактиль - (греч. daktylos, буквально - палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопамис сильным местомна 1-м слоге стопы (например: "ВЫрыта зАступом Яма глубОкая"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля - 2-стопный (18 в.), 4-и 3-стопный (19-20 в.в.)
Двустишье - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши.
Девяти-десятистишье (децима) - виды строф из (сответственно) девяти, десяти стихов с разнообразнымисистемами рифмовки.
Дипиррихий - двойной пиррихий.
Диссонанс - неточная рифма, в которой не совпадают ударные гласные, а послеударные звуки совпадают.
Дифирамб - 1. Первоначально - хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее - литературная форма, близкая к гимну и оде. 2. Преувеличенная похвала.
Долгий слог - в античном стихосложении слог двойной длительности, равный двум морам, в отличие от краткого, равного одной море.
Доля, или такт - сочетание сильных и слабых мест, единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой.
Дольник - русский стихотворный размер, переходный от силлабо-тоники к чистой тонике. В отличие от силлабо-тонических стихов, междуударный интервал не постоянный, колеблется в диапазоне одного-двух слогов.
Звукопись - фонетическая инструментовка стиха.
Идиллия - 1. В античности - поэтический жанр, изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы. 2. Ироническое - мирное беззаботное существование.
Инверсия ритмическая - несовпадение ударного слога с метрическим акцентом;
  • синтаксическая
- неправильный порядок расположения членов предложения.
Интонация поэтическая - средство смысловой и эмоциональной выразительностихудожественной речи, способорганизации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.
Катрен - четверостишье с законченной мыслью и - чаще всего - с опоясывающей системой рифмовки.

Клаузула

- (лат. clausula - заключение), окончание стиха или прозаического колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются:
  • мужская
огневой
  • женская
огневою
  • дактилическая
огневеющей
  • гипердактилическая
огневеющею
Кольцо - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции.
Константный ритм - ритм, создающийся в результате постоянного совпадения ударного слога с метрическим акцентом.
Краткий слог - слог, состоящий из краткого гласного звука или из согласного с кратким гласным; в античном стихосложении равен море.
Лимерики - особая стихотворная форма, состоящая из 5 строк и имеющая жесткую схему рифмовки(а-а-б-б-а), размера и сюжета (обычно юмористическая).
Логаэды - в античном стихосложении стихи, составленные из разнометрических стоп.
Магистрал - заключительный в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов.
Метр - 1. В античном понимании - длительность звучания стопы, 2. Основа звукового ритма стиха, дающая возможность предсказать появление опаределенных звуковых элементов на определенных позициях.
Метрика - 1. Совокупность правил строения стиха, сложившихся в той или иной системе стихосложения; 2. Учение о строении стихотворной строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.
Многосоюзие - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие.
Монорим - стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой.
Мора - (в античной метрике) время, необходимое для произнесения краткого слога
Напевный стих - один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный.
Народный стих - тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни).
Ода - жанр лирической поэзии и музыки; торжественное патетическое, прославляющее произведение. В античности - как хоровая песня. В 16-18 в.в. - жанр высокой лирики (Вольтер, Г.Р. Державин).
Одиннадцатисложник - Силлабический стих, состоящий из одиннадцати слогов с цезурой после пятого слога.
Октава - восьмистишная строфа с системой рифмовки абабабсс.
Опорный согласный - согласный звук, который стоит перед ударным гласным и входит в состав ударного слога; делает рифму глубокой.
Параллелизм - в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут"; см. также антитеза, хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.
Паранойя - общее название психических расстройств, характеризующихся стойким систематизированным бредом (преследования, ревности, изобретательства, словотворчества и др.)
Парцелляция - интонационно-стилистическая фигура, состоящая в обособлении отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений. (Например: "И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь")
Пастораль - жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-17 в.в., связанная с идиллическим мировосприятием.
Пауза - перерыв в течении речи; делятся на логические и ритмические (только в стихотворной речи), могут носить метрический характер; структурно-ритмические паузы бывают конечными - показывают границу стиха - и внутренними - цезура.
Пентаметр - в античном стихосложении пятистопный дактиль оригинальной организации: две стопы дактиля + долгий слог - цезура - две стопы дактиля + долгий слог. Обычно входит в состав элегического дистиха.
Перенос - несовпадение интонационно-логического и метрического членения в стихотворной речи, ведущее к переносу фразы в следующий стих и изменению конечной стиховой паузы. переносы делятся на стиховые, строфические и слоговые.
Пиррихий -  стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов.
Поэзия - 1. До середины 19 в. - вся художественная литература в отличие от нехудожественной. 2. Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.
по Кальриджу - "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке"
по Теодору де Банвилю - "Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке".
Поэтика - наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изменения их.
Поэтическая этимология - двойной или тройной звуковой параллелизм, состоящий в повторении фонетически близких слогов, что расширяет ассоциативное поле.
Проклитика - перенос ударения с предыдущего слова на последующее, вследствие чего эти слова произносятся как одно слово.
Просодия - в русской поэтике подраздел стиховедения - учение о метрически значимых элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных и безударных).
ПЭОН - в античном стихосложении стихотворный размер победных песен, состоящий из четырехсложных стоп длительностью в пять мор.
Раешный стих - дисметрический русский народный стих смежной рифмовки, определяемый интонационно-фразовым членением.
Редиф - в восточной поэзиитавтологическая рифма, которая следует во всех стихах вслед за обычной конечной рифмой.
Рефрен - повторение стиха или группы стихов в конце строфы.
Ритм - периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки.
Ритмика - 1.Отдел стиховедения, смежный с метрикой, изучающей законыстроения стихотворной строки, ее ритмические варианты; 2. система ритмических вариаций стихов того или иного поэта, эпохи, культуры.
Ритмическая проза - фонетически организованная проза с ощутимой ритмической упорядоченностью.

Рифма

(от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границыи связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 в.в.По объему различаютсярифмы 1-сложные, 2-сложные и т.д.; по месту ударения - мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула); по точности созвучия - точные (белый-смелый), приблизительные (белый-смелом), неточные (я-меня, пламя-память, неведомо-следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные, перекрестные, охватные, смешанные, двойные, тройные и т.д.
  • бедная
- созвучия ударных гласных при отсутствии совпаденияпредшествующих им звуков.
  • богатая
- полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному. Бывает глубокой, когда совпадаютопорные согласные и звуки, им предшествующие, а также проникающей, когда совпадают еще и звуки в словах, предшествующих основным рифмующимся.
  • каламбурная
- точные, часто составные и проникающие, построенные на игре слов в результате полисемии, омонимии, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта.
  • конечная
- звуковой повтор, соединяющий окончания стихов.
  • начальная
- звуковой повтор, соединяющий начальные слова стиха.
  • неравносложная
- звуковой повтор клаузул, разных по слоговому объему.
  • омонимическая
- рифма, составленная из омонимов.
  • опоясывающая
или охватная, или кольцевая - система рифмовки авва, а - опоясывающая
  • перекрестная
- система рифмовки авав.
  • составная
- совпадающие по звучанию клаузулы стихов, составленные из нескольких слов
  • тавтологическая
- повтор слова в конце стихов.
  • усеченная
рифма с лишним согласным на конце одного из составляющих ее слов.
Рифмометр - см. арифмометр.
Рубаи - четверостишья в восточной поэзии с рифмовкой ааба, или аааа, реже абаб.
Сицилиана - восьмистишие с перекрестной рифмой абабабаб.
Слово (полноударное) - единица соизмеримости стихов в тоническом стихосложении.
Словораздел - граница между словами в стихе. Постоянное совпадение словораздела со стопой придает стиху монотонность.Например, у Маяковского сила словораздела фиксируется дополнительными графическими приемами.
Слог - единица соизмеримости стихов в силлабическом стихосложении.
Сонет - четырнадцатистишье, состоящее из двух катренов и двух терцетов или из трех четверостиший и одного двустишья.
Спондей - 1) в античном стихосложении стопа, состоящая из двух долгих слогов;
   2) в силлабо-тонике - из двух ударных слогов
Стих - ритмическая единица стихотворной речи, сопоставимая и соизмеряемая с другими по своим фонетическим признакам; как правило, выделена графически.
Стиховедение - отдел поэтики, изучающий структурные формы стихотворных произведений.

Стихосложение

- искусство ритмической организации художественной речи.
  • метрическое
- (или античное, или количественное) - основано на соизмеримости строк по длительности звучания. Употребляется обычно в языках с долготой и краткостью гласных, имеющей смыслоразличительное значение: в древнегреческом, латинском, древнеарабском, персидском и др.
  • силлабическое
- основано на соизмеримости стихов по числу слогов, характерно для языков с закрепленным слабым ударением (восточной группы индоевропейских языков: ряда древнеславянских, романских и др.); основными размерами были восьми-, одиннадцати- и тринадцатисложники.
  • силлабо-тоническое
- слогоударное, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов.
  • тоническое

- основано на соизмеримости стихов по числу ударений, т.е. полнозначных слов; количество безударных слогов между ними произвольное. Преобладает в говорном стихе, характерно для зыков с сильным незакрепленным ударением.
Стопа - единица соизмеримости строк в античном и силлабо-тоническом стихосложениях.

Строфа

- группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.
  • королевская
- семистишье, система рифмовки АББААВВ.
  • одическая
- десятистишье, система рифмовки АБАБССДЕЕД.
  • спенсерова
- девятистишье, представляющее собой октаву с джобавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха.
  • онегинская
- четырнадцатистишье, система рифмовки АБАБВВГГДЕЕДЖЖ.
Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов и композиционно законченное целое.
Стык - звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф, предложений.
Тактовик - тонический стих, в котором объем междуударных итервалов колеблется от 0-1 до 2-3 слогов; стих, переходный от дольника к акцентному стиху.
Танка - нерифмованное пятистишье японской поэзии (например: "")
Терцет - трехстишье с видами рифмовки: ААА или ААБВВСДДГ и т.д
Терцина - трехстишье с рифмами АБА БСБ СДС.
Трибрахий - 1)античная стопа из трех коротких слогов; 2) в силлаботонике ослабленная стопа (безударная) в трехсложных размерах.
Тринадцатисложник - силлаботонический размер из тринадцати слогов с женской клаузулой и цезурой после седьмого слога.
Триолет - восьмистишье, в котором первое двустишье повторяется в конце строфы, а первый стих в четвертом стихе.
Ударник - акцентный стих.
Фигурные стихи - стихотворение графически оформленные так, что приобретают очертания какой-либо фигуры.
Фоника - 1) звуковая оорганизация речи; 2) область стихосложения, изучающая звуковую организацию речи.
Хиазм - синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности.
Хокку (хайку) - нерифмованное трехстишье японской поэзии, состоящее из 17 слогов: 5-7-5
Холостой стих - нерифмованная стихотворная строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся между собой.
Хорей - (о греческого choreios, буквально - плясовой) стихотворный метр с сильными местами в нечетных слогах стиха. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-6 стопный, с середины XIX в. пятистопный.
Цезура - словораздел, постоянная внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих на два полустишья.
Четверостишье - строфа из четырех стихов с разными видами рифмовки.
Эллипсис - 1) пропуск подразумеваемого слова; 2) замена сказуемого междометием.
Энклитика - перенос ударения на предшествующее слово так, что слова произносятся как целое.
Эпифора - повторение слов или словосочетаний в конце стихов.
Эхо-рифма - парная рифмовка в пределах стиха, на конце его, когда второе слово повторяет последние слоги предшествующего.
Ямб - (от греческого iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в), вольный разностопный (басни XVIII-XIX в.в., комедия XIX в )

Использованы:

1. Материалы практикума по русскому стихосложению (методические рекомендации для студентов НГПИ),  составитель - Прокопьева Н.И, Новосибирск, 1991.
2. Советский энциклопедический словарь, М, 1989

Hosted by uCoz