ЕГОР ЛЕТОВ. АКУСТИКА.
Акустический концерт 24 мая 1997 г. “Полигон”.
“Караван”.
Фото Д. Иванишина, 1995, ДК "Гавань"
Акустика для людей, подобных Летову (хотя затруднительно найти ещё одного такого – во всех отношениях) – вещь всегда вынужденная. Всё это следует петь с группой; недаром обычно на сольниках у Егора в руках электрогитара со звукоснимателем. В то же время Летов – фигура культовая, чуть ли не мессия, знающий ответы на все вопросы, и сам факт его появления на сцене в любом городе страны уже самодостаточен для публики. Восторженный рёв “Егор!!!” (сразу вспоминаются сгубившие Кинчева вопли “Костя, мы вместе!”), зал наизусть знает тексты, поёт, чуть ли заглушая кумира, выкрикивает названия песен-хитов – благо, и песен в целом, и хитов у Летова в избытке… “Полигоновская” вечеря являет собою нечто среднее между митингом радикальной оппозиции и творческой встречей с автором-исполнителем.
Что-то за последние год-два произошло у Егора с голосом – и зычные здравицы союзу России и Белоруссии звучат куда громогласнее, чем песни. Он задыхается, вымучивая надрыв, пытаясь форсировать вокал: всегда умел это делать – и словно бы разучился. Зал заходится в восторге, и получается бутлег “Песни В Пустоту” наоборот – там Егор орал, а публика молчала. А на “Песнях Радости И Счастья” шум толпы был взят с фирменного западного винила, и возникает лукавая мысль: может, в “Полигоне” стоило записывать толпу, а поверх наложить былого Летова, неистового и кричащего?
Набор песен по-своему уникален – многое на концертах не исполнялось никогда, либо весьма редко. Впрочем, в студии это всё звучало лучше и мощнее. Издатели изрядно намудрили с названиями – из 29 номеров только 15 имеют авторские наименования. А бедные фаны (именно на них, родимых, и рассчитано в первую очередь это издание) будут уверены, что приобретают кучу раритетов. С оформлением вообще беда – красивая картонная коробка манит: открой и посмотри – а внутри, на
обеих кассетах, всё то же фото, названия песен – и больше ничего.Много концертного времени уделено ответам на записки, но то ли Летов их так выбирал, то ли зрители отупели до крайности: вопросы и ответы стандартны донельзя и давным-давно общеизвестны.
В общем, откровения не вышло: оголтелые поклонники ещё раз получили доступ к святыне, Егор подкачался энергией бушующего зала, мало что сумев дать взамен – кроме своего присутствия.
Ну что ж – всё равно почти все были пьяны и счастливы. Только вот на записи (кстати, весьма среднего качества) явственно слышно это зловещее несоответствие слова и дела.
Что-то происходит с Егором. Или действительно устал, или затаился на время, сберегая силы; раньше его хватало на большее. Всё равно не злорадствуешь, а сожалеешь. Только вот Егор Летов, вызывающий сожаление – это что-то новенькое.
Всё-таки зря Егор играет сольно. ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ в электричестве иногда получалось давать ответы на вопросы, так и не заданные в записках, давать хорошо, ясно и сурово.
Алексей Коблов
.