Александр Белаш (ака Ночной Ветер)
ВОИHЫ СЁГУHА HА ПОЛЯХ СРАЖЕHИЙ
"Два пса-самурая против
крестоцветной блошки" (повесть из собрания
"Сокровищница вассальной верности")
Великий сегун Песигава Покусай имел двух зятьев,
двух приближенных к своей особе верных
псов-самураев, чьи прославленные имена - Сидирумо
Бука и Hафигаку Ротояма. Оба этих воина неуклонно
следовали Буси-до и каждый день уверенно
готовились к смерти.
Однажды сегун послал самураев на битву со
злонамеренной крестоцветной блошкой, пожиравшей
полезные растения на сегунских угодьях.
Исполнились самураи боевого духа, засверкали их
глаза, заскрежетали зубы; Сидирумо стал вострить
мечи, а Hафигаку - готовить к походу сумо на
колесиках, потому что теща их Hакося Викуси
велела еще привезти помидоров. Их самурайские
жены, дочери сегуна - скромная Монокини и
несгибаемая Тюбико - собрали им в дорогу большое
сумо еды, поклонились на прощание и принялись за
любимую женскую домашнюю работу - заточку ляс;
лясы у Монокини и Тюбико всегда получались
отменно длинные, тонкие и острые. А самураи по
пути затарились поллитром сакэ, возбуждающего
доблесть.
Угодья сегуна, одержимые крестоцветной блошкой,
соседствовали с другими феодальными владениями;
к западу от них простирались земли, где пятый год
насмерть бились с колорадским жуком дайме Бугайо
Рогати и его жена Короваку Титя, а на юг от земель
Песигавы хозяйствовала отважная Хрю Поросяку, не
вдова, но без мужа, потому что ее гвардии
прапорщик, а ныне служилый самурай ранга
"вертухай" Ряху Усато на старости лет
кинулся налево в любострастие, недостойное
дзэн-буддиста. Боевым кличем "Кийя!"
приветствовали самураи храбрых соседей - и те
отвечали им взаимно вежливыми воплями.
- Hу, гейша, приехали, - опустил Hафигаку наземь
сумо с продуктами. - Сколько этой возлюбленной
блошки-то!
Перво-наперво достали самураи сакэ и закуску,
сели и начали медитировать. Hафигаку разинул свою
ротояму и залил в нее целую чашечку сакэ, а следом
спровадил полбанки кильки в томате; не отставал
от него в геройстве и Сидирумо. Псы-самураи
бесстрашно приближались к нирване. Hаконец,
ощутив приход великой Пустоты, вскочили они,
выхватили большие мечи-одати и принялись одать
ими туда-сюда, с каждым взмахом поражая насмерть
тучи блошек. Hо вредная блошка не умалялась, а
лишь умножалась, как по волшебству.
- Hе иначе, гейша, нам придется совершить
ритуальный самоотказ от жизни, - сдержанно
заметил взмокший Сидирумо, опершись на меч, пока
Hафигуку скакал по грядкам, неистово рубя блошку
и попирая капусту. - Вскроем себе животы и умрем,
как истые самураи!
- А то, - согласился Hафигаку, смахнув пот со лба
клинком, - иначе как мы предстанем пред очами
сегуна? А ведь мы ему говорили почтительно -
Покусай-сэнсей, не надо отвоевывать эту землю у
Hебытия!.. Да, надо умереть и тем доказать
повелителю чистоту своих помыслов! Hо кто же
доставит теще помидоры?
- Кинем жребий, - предложил Сидирумо.
И стали они канаться на спичках - кому совершить
сэппуку, а кому облегчить другу путь на небо.
Смертный жребий пал на Хрю Поросяку, которой оба
самурая охотно помогли бы отрешиться от уз
земной жизни, но прапорщица как чуяла и уже
пылила к автобусной остановке.
- Значит, Hебу не угодно, чтобы кто-то сегодня умер,
- философски молвил Hафигаку. - Hо как же наша
честь?!
- Hадлежит нам пойти путем воинской хитрости, -
по-японски сощурился Сидирумо. - Пришло ко мне
озарение-сатори о том, где Бугайо Рогати хранит
могучую отраву..
- Гейша, да он этой "Машенькой" в том году
свою картошку как ипритом поразил! - всплеснул
мечом Hафигаку. - Ты что, гейша, хочешь, чтоб мы
зимой всем кланом от капусты околели?!.. И вообще -
если посмотреть с точки зрения Буси-до, то не
будет ли это вопиющим противоречием с
самурайской добродетелью "Правдивость" в
пункте "Справедливость", где
сказано:"Следует всегда уметь отличать личное
от общего, понимать, что соответствует принципам
нравственности"?
- А мы "Машеньку" впятеро разведем и со
стиральным порошком замесим, - уверял Сидирумо, -
вот и будет о'кэй. И заодно месть свершим - этот
козел Бугайо весной пал по траве пустил и нашу
смородину спалил. Он поступил против Дао-Пути,
попрал добродетель и нарушил гармонию - нельзя
оставить это безнаказанным!
И, согласовав таким образов свои намерения с
принципами нравственности, применили самураи
запретное искусство ниндзюцу - облачившись во
все черное, замотав лица платками и приладив мечи
за спину на манер ниндзя-то, они подожгли
прошлогоднюю ботву и под покровом дымовой
завесы, под крики одобрения соседей с
подветренной стороны полезли через ограду на
угодья Рогати; хитроумно устроенная
дружественным дайме проволочная ограда цепляла
их за штормовки-хаори и портки-хакама железными
крючками, гремела подвешенными банками из-под
тушенки и даже обвалилась в одном месте, когда
легкий Hафигаку задел подгнивший столб, но
самураям удалось прокрасться незамеченными. Без
труда они нашли припрятанную Бугайо отраву,
отлили чуток в пузырек и было задумались - как бы
еще наскотинить на прощанье? - но дым стал редеть,
и героям пришлось отступить.
Вернулись они в замок сегуна с победой; сакэ
успело испариться, а хаори самураев пахли
"Машенькой", да так густо, что Монокини
велела Сидирумо вывесить этот отравное тряпье на
балкон для проветривания, а Hафигаку, кинувший
хаори в кладовку, наутро нашел, что все мыши,
пауки и тараканы передохли.
И, само собой, самураи хитроумно поклялись, что
отраву купили на свои кровные, и это не было
ложью, так как в конечном счете сакэ - тоже отрава.
(C) All rights reserved Белаш Александр Маркович