Виктория Измайлова в Новосибирске.8 сентября 1999 года проездом из Швеции в Читу Виктория Викторовна Измайлова (победитель сетевого конкурса "Арт-Тенета") почтила своим присутствием Клуб имени Станиславского (КИС), где состоялась творческая встреча с авторами Студии Доброго Слова и завсегдатаями рубрики КОС "Доски Объявлений".
Исповедь Курицы.
Как получилось, что ты оказалась в Новосибирске?
Вот так и получилось. Все время, пока я находилась на острове Готланд, я мучилась сердечно мыслями о вас дорогих, любимых.
На каком Готланде? Откуда Готланд?
Хорошо. Сначала я была в Чите, ничего не знала ни про интернет, ни про конкурс, который называется Арт-Тенета и в этом интернете проходит. Один знакомый дядька - Жорка Жердев взял и отправил мои стихи на этот конкурс, и мне там дали первое место. Они пообещали разного по этому поводу и в частности поездку в Швецию этим
летом. Никто ничего путем не знал. Я никак не могла найти деньги на эту поездку. Все, кто на эту тему со мной разговаривал в Чите, полагали, что это какая-то афера, что меня там хотят продать в дом терпимости. Они меня всячески пугали. Я говорила, что я не хочу в дом терпимости, да и по состоянию здоровья не гожусь уже. Но в этот дом меня все-таки не продали, и очень легко я получила визу, хотя мне пришлось пять дней прожить в Москве у знакомых, которые все эти пять дней пили мою кровь со страшной силой. Справедливости ради, стоит сказать, что я их кровью не брезговала тоже. Потом я радовалась ужасно нахождению на Готланде, потому что мне там дали отдельную комнатку, у которой окна выходили на старый-старый католический храм - церковь Святой Марии XII века, которая каждый час пиликала, и я ее называла "моя щурочка", "моя чечка", " чурка" и т.д.
В общем, прелестно - голову поднимаешь утром и видишь скульптуру Христа глаза в глаза. Когда я приехала, была прекрасная погода, и у меня было ощущение, что попала в рай. В этом я была совершенно уверена, потому что - "Синь небесная без края, океана полоса" и так далее "о возлюбленного рая незабвенная краса" - то есть обстановочка вполне соответствовала моим старым стишкам про Авалон, языческий рай. И самое главное, - на каждом квадратном метре растет куст роз. У них там в падлу не иметь роз в гигантском количестве вокруг дома, не зарасти розами с головы до ног, как блошивый пес коростами. Они так и говорят, что Висбю - город руин и роз, - приезжаешь, как руина, а уезжаешь, как роза.
Там был покой. Меня там никто не дергал и там было чего жрать. Я отъелась мяса и даже приобрела слегка розовый цвет. Чуть-чуть позагорала. К сожалению, хорошая погода была только пять дней, потом стало холодно, но в общем было мило. Попала там на средневековую неделю, когда все население Готланда переодевается в древние тряпицы и в течение недели живет в таком состоянии. Это балдеж совершенный и для зрителей, и для участников, это одновременно и бизнес, и такая игра. По каким-то таинственным соображениям (престижа ли, выгоды ли, жажды ли праздника) люди готовятся к этому в течение всего года. Они проводят ярмарку, демонстрируют владение древними ремеслами, что-то средневековое готовят (съедобности), какие-то аттракционы работают, театральные группы выступают, и это все по всему острову, везде. Переодевают даже грудных младенцев. Видела негритенка усыновленного (кстати, там у них много усыновленных негритяток),
который был одет в викинговский костюм. Не успела сфотографировать. Кадр совершенно уникальный был бы. Старики и старушки со страшной силой и в бредовом количестве расхаживают в умопомрачительных костюмах, катаются на велосипедах (любимый транспорт у них). Все было конечно здорово. Мне там жилось совершенно иной размеренной жизнью. Там среди людей у них нет такой жесткой конкуренции, которая есть, допустим, в Москве, когда они уже готовы друг другу глотки рвать. К счастью, как выяснилось, это не со всеми там происходит. А может, просто хочется в это верить, что не со всеми. Мерзкий город Москва, не понравилась мне ни капельки.
А в Швеции живут достаточно спокойно, хотя и у них масса проблем. Там есть даже безработица (что-то около 10 процентов). Так же, как и у нас, некоторые людишки ходят, ковыряют всякие гадости, чего-то там ищут для счастья по помойкам, но у них там при этом масса социальных льгот, которые, по-моему, существуют исключительно потому, что в течение длительного времени, а именно где-то с 36 года у власти находятся левые партии. И за все это время был только один выборный период, когда были правые, которые, естественно, не хотят давать эти самые льготы. В массе частных предприятий, причем и очень крупных, большая доля акций принадлежит и государству. Не бОльшая, но достаточно большая, чтоб государство могло принимать участие в управлении предприятием, получать существенный доход от него. Там не совсем капитализм, но то, что там является капитализмом, достаточно сопротивляется тому, чтобы те же социальные льготы кому-то предоставлялись.
Ну что еще? Значит, отоспалась, отъелась, почитала книжки.
Да, какие книжки?
Какие... Попался мне там Евгений Попов бр-бр-бр сейчас, вспоминаю.. "Подлинная
история "Зеленых музыкантов". Это книга с комментариями. О 70-80 годах в СССР.
Маленькая книга и огромное количество остроумных комментариев, порой нецензурных, порой пошловатых и отчасти лживых. Почитать можно, но вызывает некоторый протест. Написано очень легко, живым языком. Возникает острое, яркое впечатление монолога и живой речи, но однако, монолог этот на каком-то этапе надоедает. (Наверное, как вы сейчас уже устали от меня)
Еще я с удовольствием почитала Пьера Корнеля. Он искусствовед, шведский автор. В "Иностранной Литературе" есть кусок из его книги. Она тоже построена как комментарий, вариант нелинейной литературы. Удивляет обилие источников, которые использует этот самый Пьер Корнель для своих комментариев. Конечно, жутко умный мужик. Там еще подбавлено мистики. В принципе, почитать можно.
Еще я пыталась читать Лотмана, потом книгу по истории Швеции, чтобы вас грузить
всякими веселыми вещами про левые партии. Еще я там читала книжку Андрея Вознесенского - сборник стихов - "Жуткий крайзис суперстар" Рифмы хорошие, но, кажется, выдохся мужик капитально и совершенно. Сердца не хватает, широты, бесстрашия, любви. Не то, чтоб отсутствует, но - не хватает. Потом, в Москве я попала на ярмарку книжную, на которой купила аж 10 килограмм книг. (смеется) Правда! Когда отправляла, было ровно 10 кг. Я кое-как дочапала до ближайшей почты. Я ведь не покупала очень дорогие книги, поэтому они в килограммах. А книг там было видимо-невидимо. Всякие красивые и подешевле чуть-чуть, чем везде, но все равно очень дорого. Особенно для куриц. Лучше об этом не будем, потому что это очень грустно. Потом я там видела живого Евтушенку, который читал стихи свои, и подкатила к нему на предмет получения автографа для моей
матушки. Я очень надеюсь, что матушка будет счастлива. Потом так получилось, что меня пригласили присутствовать на церемонии вручения наград того (или почти того) конкурса этого года. Пока я собиралась почтить ее своим присутствием, меня нашел мой любимый поэт Дмитрий Быков. И пригласил меня в гости. И не была я в результате на этой тусовке, награждать никого не награждала.
Там Ночного Ветера не было?
"Ночного Ветера"? (смеется) Слушай, а может, и был. Просто там толпа такая несусветная.
Его "Охота на Белого Оленя" на второе место попала.
Серьезно? Это же все мимо меня прошло.
Самое важное для меня то, что я познакомилась с Дмитрием Быковым, который мой самый любимый поэт. Он оказался очень хорошим и интересным человеком. Действительно, крайне талантливый товарищ. Чудеснейшая курица. Вся семья его мне понравилась. И его жена новосибирская, которую он отсюда вычучил. И двое детей, и попугаи, хотя они меня очень рано разбудили. Познакомилась со своим издателем, который может быть даже переиздаст мою книжку. Это круглый, на удивление добрый дядька - Житинский, Александр Николаевич. Оченно мягок, интеллигентен. Кажется, я имела хамство ему понравиться. Хороший Житинский.
Так что не зря я у Быкова просидела, опять же не знаю, что меня ждет на работе, когда я туда приеду. Потому как я им позвонила и сказала "Не ждите".
Теперь немного о этимологии "курицы".
Чем вам курица не нравится?
Кто тебе сказал что не нравится?
Курица это прелестное животное. Во-первых у меня раньше были голуби - балконные, дикие, (но они были МНОЮ приручены), которых я очень любила, которые мне дали очень много в жизни счастья. Они у меня с рук ели, по мне пешком ходили.
Опять же гадили.
Ну и что? Какой ценный продукт, ребята. Гадили, да, но это все соскабливалось по частицам и укладывалось в цветы. Конечно, соседка снизу бесилась, но в общем-то ей попадало мало. Я считаю. Я могу работать мышью, я могу работать зайцем, я могу работать кем угодно, но у меня сейчас куриный период. Курица хорошая, она на голубя похожа. Она пушистая, она мягка, ее хочется потрогать. Она не так глупа, как вы думаете. (Многозначительный взгляд - кур.)
Да, о Пелевине. Он меня купил рассказом "Затворник и Шестипалый". Вы читали его? Разве я как курица могла отнестись к этому рассказу равнодушно? Совершенно уникальная вещь, чудесный язык, прекрасная, оптимистичная штуковина. Я купила ее в числе 10 килограмм. Около килограмма Пелевина я купила. А что еще входило в эти 10 килограмм? Там были астрологические словари, альбом Сезанна, пятитомник Саши Черного. Кстати, у меня с собой книжка про историю Забайкалья. Имело место быть такое чудовище - некий барон Унгерн, им детей пугали. Книжка - документальный роман о его жизни. Достаточно интересно написано, в основном на одних воспоминаниях. Оставить вам? И мне будет легче. Пустите по кругу...
Пустим
А вот что мне удалось урвать у Быкова. Подержитесь немножечко. (дает в руки сборник А.Быкова "Военный переворот", 1996, М.) В Москве я опоздала на поезд, и в результате не получила свой багаж, он у меня остался в камере хранения. Надеюсь, что мне его привезут. Мы прибежали на вокзал за две минуты, я бежала по нему босиком, в одних носках, забежала в самый последний вагон, а вещи мне кидали уже на ходу. Ну что сделаешь, курица она курица всегда. Я все время про вас думала, очень хотела всех вас увидеть. Я была очень счастлива, когда вы подошли к поезду. Я не могла полночи уснуть от счастья! Козявы! Ну, что я могу сделать, если я такая курица. Я даже не знаю - смогу ли вам сейчас что-нибудь почитать или спеть, потому что я вас очень всех люблю. Из меня сейчас это очень все прет.
Заряжайся и отдавай, отдавай и заряжайся. К вопросам - чем ты зарабатываешь на жизнь.
Зарабатываю на жизнь я трудно, много. В смысле зарабатываю-то немного, а работаю много и долго. В общем, с трудом. Получается что у меня четыре постоянные работы, плюс постоянно какие-нибудь халтуры. На основной работе я работаю на полторы ставки. То есть просвета я не вижу никакого совершенно. Я не сплю, совершенно ничего не читаю, ребята. Мне некогда ни хрюкнуть, ни сморкнуться. Об этом не будем, это очень грустно. И позволить я себе не могу иногда даже поездку в транспорте. Иногда мне приходится ходить на довольно большие расстояния исключительно пешком, потому что денег нет совершенно. Но я надеюсь, что может быть в ближайшее время так не будет...
Вообще, расскажи о конкурсе, кто его организаторы. В трех абзацах, для тех, у кого нет доступа к сети.
Тот конкурс, победителем которого я стала, он был немножко в другом составе, чем сейчас, и назывался "Арт - Тенета". Я так понимаю, что раньше тоже было два конкурса. Один из организаторов сидел в Америке - такой Леонид Делицын.
Он разве из Америки?
По-моему - да. И второй организатор был Житинский, наш. В общем, было два конкурса. Потом они объединились, и вот в этом-то объединенном конкурсе я вычучилась. А потом они все разругались из-за романа Баяна Ширянова, который я, кстати, не купила, хотя он был легкий. Ну, что ж теперь... Так или иначе, но они разругались и стали от этого "АРТ-Лито", по-моему, и "Тенёта". Я в "Тенётах" пыталась по-честному судить в этом году, но прочитать мне удалось не более 20% текстов в стихах. Потому что огромное количество текстов, а времени у меня мало совсем. Талантливых людей в Росси огромное количество, и поэтому со своим куриным талантом я сижу в своем курьем уголке и мне там очень хорошо...
Что запомнилось в этом году в сети из того, что читала?
Мне понравился Ринат Гильфанов в "Тенётах", в "АРТ-Лито" я даже не совала носа, потому что совершенно некогда. Очень хвалят там Линор Горалик. Посмотрела на нее живьем, когда она появилась на горизонте. Симпатичная совершенно дама. Конечно, было много публикаций высокого уровня, но я как-то проскочила мимо.
Теперь о внутреннем - что ты любишь.
Черешню, черемуху, абрикосы, свою собаку Валерьянку люблю. Фотография у меня с собой. Если хотите - пустим по кругу. Конечно хотите. Но, пожалуйста - все плюйте на фотографию, потому что она у меня весьма чувствительна к сглазу. Но харкать не надо. Она болеет, ей надо делать операцию. Это единственная фотография, которую я с собой брала. Это единственное существо, которое ко мне относится вполне по-человечески. Валерьянка тем хороша, что можно положить ее на пузо. Она тепла, мягка, жирна, вонюча. Масса положительных моментов в ней. Больше всего она похожа на небольшой мешок с мукой по степени мягкости. Еще о внутреннем... Я действительно зверь. Мне тяжело с людьми жить. Вот представьте себе - в таком состоянии человека выпустить в нормальную рабочую атмосферу. Его там долго потерпят, представьте себе? Это я могу себе позволить хулиганить в КОСе, сюда приехать и обзывать всех курицами и козявками, а на работе... Ну, я конечно, это делаю, но с оглядкой, а это тяжело. Поэтому мне трудно жить.
Какие книги нужно обязательно прочесть каждому?
"Бемби" - для меня это самая главная сказка, я на ней росла. У меня возникло специфическое отношение к жизни. Во-первых все звери. Естественно, я сама зверь. Я себя так чувствую. Привязчивая такая же. Лезу туда, куда не надо, пока по носу не получу... В "Бемби" есть совершенно удивительные, афористичные вещи. Для меня как молитва они звучат. Есть такой момент, когда Бемби со своей матерью идут по тропе, и там хорек убивает мышь. И Бемби спрашивает с ужасом: "Что, когда-нибудь мы тоже убьем мышь?" И она отвечает - "Нет". "А почему?" "Потому что мы - олени". Олени мы! Понимаете? И мышь мы не убьем! Сколько бы мы ни дрались между собой! И есть еще замечательный момент, о которым я в Дрофе писала, когда старый вождь говорит о том, что мы в любом случае должны жить. Эта жажда жизни, воля к жизни - должны быть основой личности любой, по-моему. Я эту книгу воспринимаю как нечто совершенно зеленое-зеленое, и вы в моем восприятии все такие же козявки совершеннейшие. И животные - они все говорят, по крайней мере, со мной. Они мне отвечают. Нет, у меня с головой все хорошо, они не вслух мне отвечают, конечно. И надо прочитать еще "Трех товарищей" Ремарка. Эту книгу я очень люблю, потому что она живая. Она похожа на нашу жизнь. В ней присутствуют комические, смешные и трагические моменты... Как в жизни.
Обязательно, люди, читайте стихи Быкова, потому что он - совершенно замечательный автор, истинная курица. Стихи прекрасные.
Давай ты нам оставишь книжку на месяц.
Да ни за что в жизни. Не знаю почему, но ужасно близок мне этот Быков. И, видимо, он в моих стихах увидел тоже нечто свойское и потому отстаивал мое первое место, когда был в жюри. Он, похоже, не умеет читать стихи. Они у него до такой степени хорошие, что даже когда он их плохо читает все равно, - все в отпад.
Очень хорошо читать что-нибудь по психоанализу.
А что тебе там писалось?
Гадость всякая. Вот мне нравится старое стихотворение про Каа. Кстати, "Маугли" тоже нужно читать. Я два года думала откуда же он вылез, этот Каа. И, наконец, стала понимать. Я поняла это, когда они стали бомбить Косово. Это образ зла, которое пытается себя оправдать.
Тут кассета кончилась. Виктория читала свои стихи, потом, после импровизированного застолья, немного пела. Прямо из КИСа - на автобус до вокзала. Такая быстрая встреча на перекрестке жизни.
Текст курсивом - Бочаров Дмитрий